Даже легкий стресс может затруднить контроль эмоций
Даже небольшой стресс может разрушить с трудом достигнутые результаты психотерапии, направленной на контроль эмоций. Об этом в своей статье говорит команда ученых из Нью-Йоркского Университета. Их исследование, опубликованное в Бюллетене Национальной академии наук США (PNAS), позволяет определить границы применения клинических методов в данной области и проливает новый свет на те препятствия, которые необходимо преодолеть при работе со страхом и тревожностью.
«В течение долгого времени мы догадывались, что стресс разрушает наши способности контролировать эмоции, однако, на сегодняшний день это первое исследование, которое подтверждает наши предположения, что даже небольшой стресс ставит под удар все, достигнутое в процессе терапии по контролю эмоций», - говорит Элизабет Фелпс, профессор факультета психологии и центра нейронаук Нью-Йоркского Университета и один из авторов исследования. – «Другими словами, то, чему вы научились в кабинете психотерапевта, может совершенно не работать в реальных условиях, если вы испытываете стресс».
Работая с нарушениями в эмоциональной сфере, психотерапевты среди прочего используют методы когнитивной реструктуризации. Они заключаются в том, что клиента подталкивают к изменению своего мнения или отношения к ситуации, за которым последует и смена эмоциональной реакции на нее. Например, человек фокусируется на положительных, не угрожающих ему аспектах такой ситуации или события, которая обычно вызывает у него страх. Однако, будут ли эти методы работать в реальном мире, когда опасная ситуация неизбежно сопровождается стрессом? На этот вопрос и попытались ответить ученые.
Для этого они провели двухдневный эксперимент, участники которого применяли методы совладания с эмоциями, аналогичные тем, которые обычно используются при психотерапии для борьбы со страхами.
В первый день эксперимента исследователи при помощи стандартного метода обусловливания создавали ситуации, стабильно вызывающие страх. В частности, участникам предъявлялись изображения змей и пауков. Некоторые картинки дополнялись легким ударом тока в запястье испытуемых. Результатом такого научения стало то, что данные изображения вызывали у участников переживание страха, которое регистрировалось физиологическими методами и отражалось в самоотчете.
После этой процедуры участников обучали когнитивным стратегиям совладания со страхом – приемам так называемой когнитивно-бихевиоральной психотерапии – чтобы обучить их снимать ощущения страха, которое вызывалось в процессе эксперимента.
На второй день всех участников разделили на две группы: «группу стресса» (экспериментальную) и контрольную. В группе стресса участники сначала опускали руки в ледяную воду на три минуты, что также является стандартным методом вызывания ощущения стресса. В контрольной группе участники опускали руки в воду комнатной температуры. Чтобы удостовериться, что в «группе стресса» участники действительно испытывали стресс, ученые измеряли уровень кортизола в слюне испытуемых – при стрессе он повышается. Измерения показали, что действительно, в группе стресса у всех кортизол был повышен по сравнению с измерениями до начала эксперимента, тогда как в контрольной группе – нет.
Источник: www.psypress.ru