Развитие интроспекции
Дж. Локк, считающийся одним из отцов метода интроспекции (смотрения внутрь) выделял два метода получения знаний человеком: первый – окружающий нас мир, второй – наш разум. От внешнего мира мы получаем ощущения. Переработка же знаний происходит благодаря нашему уму, к которому Локк относил мышление, рассуждения, желания и порывы. И также он утверждал, что такие мыслительные процессы происходят посредствам рефлексии (наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность).
Локк отмечал, что рефлексия развивается на ряду с созреванием личности человека. В то время, как ребенок занимается познанием окружающего мира, взрослый человек все больше концентрируется на собственных внутренних переживаниях и размышлениях.
Локк выделял два уровня так называемой» душевной деятельности». К первому он относил мысли, желания, ко второму – созерцание первых и размышление над ними.
Эта теория стала развиваться психологией сознания. Так был сделан вывод, что в целях познания внутреннего мира другого человека, психологу необходимо изучить свой, и далее идти по аналогии.
Психологи конца прошлого века отмечали опыт интроспекции очень важным моментом. Мысль, возникающая в процессе человеческой деятельности, считалась непосредственным объектом изучения психологии, не зависимо от ее объективности и обоснованности. Это отличало науку психологии от других наук, в которых следовало не просто изучать предметы внешнего мира, но и отделять их от искажающей призмы человеческого восприятия.
Однако, практические исследования выявили множество недочетов в методе интроспекции, и невозможности ее полноценно выявлять причинно-следственные связи сознания.
Это привело к тому, что в двадцатых годах нашего века основным объектом изучения психологии стало не сознание, а поведение.