Цитата недели:

Удовольствие от удовлетворения диких инстинктов несравненно выше, чем от удовлетворения инстинкта подавленного.
З.Фрейд
ссылка


За гранью




Приглашаем на семинар!


Наши друзья:



Что говорит о человеке его поза и походка

Поза – это какое-либо положение частей тела человека: рук, ног, головы и туловища, а еще различные их движения, из-за которых оно меняет свое положение. Дать анализ позе не очень легко, потому что знания об элементах в отдельности вряд ли что-то дают для её осмысления. Компоненты позы могут быть гармоничными или наоборот, и тот, кто наблюдает за этими изменениями, может сделать вывод о её естественности, а также о состоянии человека в какой-либо среде или о его отношении к людям.

У многих людей есть любимая поза, часто несколько. По этой причине сложно, на первый взгляд, понять, привычка это или какое-то особенное состояние человека на момент времени. При этом выбор какой-то определенной позы может показывать, что он находится в том или ином психологическом состоянии.

Есть распространенные позы, по которым можно “прочитать” состояние многих индивидов. Но конкретное понимание будет зависеть от распространенности этой позы и от её типа. Вообще они делятся на 2 немалые группы, зависит это от того, стоит объект или сидит.

Можно привести много разных примеров поз:

  • если ноги широко расставлены, это значит, что человек не очень уверен в себе, есть необходимость в приподнятой самооценке;
  • когда человек грузно сидит на всей поверхности стула, это значит, что он хочет спокойствия и удобства;
  • если же он сидит на краешке поверхности, спина прямая, внимательно смотрит на собеседника, очевидно, что он очень заинтересован;
  • поджатые ноги или же ноги крестиком говорят о беспомощности или педантичности объекта;
  • руки под столом – собеседник не готов говорить либо чувствует себя неуверенно.

И только увидев всю картину, можно дать внятную оценку какой-либо позы.

К примеру, “голова приподнята, руки скрещены на груди, а ноги немного расставлены” - это означает высокомерие, надменность, пренебрежительное отношение к собеседнику. Или поза: “ руки разведены и согнуты, плечи приподняты, а голова немного наклонена вбок”, - это свидетельствует об удивлении, непонимании или растерянности партнера.

Так же можно применить некоторые классификации:

  • ступени общения – позы входа или выхода из разговора;
  • категории взаимоотношений – выражение симпатий и наоборот, заинтересованности и отчуждения и так далее;
  • психологические и физические состояния – активности и пассивности, усиленная или расслабленная, и тому подобное;
  • слаженность поз собеседников при разговоре – синхронность поз или наоборот;
  • направление поз – спина к спине, лицом к лицу и так далее;
  • согласованность поз или напротив – гармонии нет.

Согласованные и несогласованные позы

Позы могут быть согласованными и несогласованными. Первые подразделяются на зеркально согласованные и идентичные (обе стороны партнера в точности соответствуют позе его собеседника). Согласованные позы говорят о схожести их мнений на какую-либо тему, разные же позы, напротив, о расхождении их убеждений. Сколько времени будет сохраняться поза, столько собеседник включен в разговор. Зеркально согласованные позиции – это более достоверный показатель взаимопонимания партнеров, нежели просто похожие позы. При этом необходимо учитывать, сколько элементов невербалики у этих людей носят одинаковый характер.

Очень важно учитывать закрытость или открытость позы.

При открытой позе голова повернута к собеседнику, ладони видно, ноги и руки не должны быть скрещены, мышцы обычно расслаблены. Это значительно оживляет и делает общение более легким и непринуждённым. Часто это может служить демонстрацией симпатии к собеседнику.

Отклонение туловища назад, ноги и руки “крест-накрест”, мышцы в напряжении – всё это говорит о том, что поза закрыта.

Также, например, “руки в бок” или “крест-накрест на груди” чаще всего говорят о неприязни. Чем меньше угол наклона корпуса, тем отчетливее это проявляется как симпатия.

Гендерные различия при интерпретации поз

Если говорить о гендерных различиях, то позы можно интерпретировать по-разному. К примеру, при проявлении неприязни между мужским полом, корпус не поворачивается в сторону. В то время как антипатия к женщине у мужского пола обычно характеризуется именно этими поворотами. Женский пол не разделяет передачу антипатии по половому признаку и всегда использует повороты корпуса в сторону. Часто женщины наклоняют туловище назад в положении сидя или же вперед стоя, когда присутствует эмоциональное напряжение или недоверие к собеседнику. У мужчин же это показывается в “грубой позе” – движения раскованные и жесткие.

Другим же одним из очень значимых признаков невербалики является то, как часто позы меняются за какую-либо единицу времени. Выявлено, что статус человека и его рвение к доминированию тесно связаны с количеством тех поз, которые он применяет. Например, люди властные часто меняют позы, больше двигают руками и ногами, показывая большую свободу в выборе поз, чем их собеседники со статусом ниже. В парах же партнеры по общению при разговоре отклоняются друг от друга, если их статусы различаются, если же нет – держат прямую осанку.

Так же поза может характеризовать статус человека.

В группах, где есть иерархия, подчиненные часто втягивают голову и приподнимают плечи, сгибают колени, смотрят в пол и остаются неподвижными, чтобы остановить агрессию со стороны начальства. Все эти элементы поз делают человека визуально меньше и тем самым делают очевидным его незначительность в сравнении с руководителем.

Когда человек хочет взаимопонимания, он использует открытые позы - наклоняет корпус вперед, непроизвольно копирует невербалику собеседника. Это также всегда приятное выражение лица и не очень активная жестикуляция. Если человеку не хочется положительных отношений, он использует позы, которые блокируют контакт. Например, поворачивание корпуса в сторону от партнера, выставление перед собой рук или их скрещивание, вытянутые ноги и так далее.

Походка и её интерпретация в составлении психологического портрета человека

Человек не старается менять свою походку, поэтому по ней можно судить о каких-либо постоянных персональных характеристиках индивида. Она выполняет несколько функций: регуляция пространства контактов, говорит о состоянии человека на данный момент, о чертах его характера. Ученые выделяют несколько распространенных характеристик походки: скорость, её ритм, длина шага, а также, например, то, как человек двигает руками во время движения, как держит голову, носки ног.

Эти признаки можно назвать основополагающими в классификации походки:

  • размер шара и рисунок походки (например, она может быть легкой или же порывистой, вялой или энергичной и так далее);
  • особенности возраста (подростковая походка, старческая или походка юноши);
  • гендерные различия (мужская или женская походка);
  • профессиональные особенности (походка танцовщицы, топ-модели или военного);
  • статус человека (походка босса, короля, главнокомандующего);
  • выражение психологического состояния (походка виновника, неуверенная, гордая, смелая и так далее).

Ученые разработали психологическую трактовку общим элементам походки:

  • ритмичная походка может быть у человека, который воодушевлен, она говорит об отличном настрое или о замечательной идее, которая пришла ему на ум;
  • к размашистой походке склонны экстраверты, это часто говорит о целеустремленности и об активной жизненной позиции человека;
  • короткие шаги – это осмотрительный и бережный человек, не склонен к экспрессивности;
  • прерывистая походка - застенчивость, скованность;
  • волочащаяся, медленная походка – показатель незаинтересованности или же просто плохого настроения;
  • опущенная голова и сцепленные за спиной руки – объект о чем-то усиленно думает, возможно, на данный момент решает какую-то значимую проблему, у него задумчивый вид;
  • если человек сильно размахивает руками, чаще всего это значит, что он смелый, твердый и целеустремленный, такую походку трудно не заметить;
  • постоянно руки в карманах при ходьбе – это скрытный человек, возможно, стремится подавлять других, он также часто будет хмуро и угрюмо выглядеть;
  • человек ходит взад-вперед – поза, обозначающая попытку разрешить какую-либо нелегкую задачу, или принять важное решение; при этом человек может пощипывать переносицу – это говорит о сильной сосредоточенности и напряженности его мысли;
  • объект держит руки на бедрах – знак готовности (можно увидеть у спортсменов, перед началом соревнований); в положении сидя эта поза будет выглядеть так – ладони опираются на колени, человек сидит на краю стула (можно заметить, когда человек собирается уйти либо подписать контракт);
  • голова у ладони, слушатель может невольно постукивать ногой или рисовать на бумаге – это значит, что его не заинтересовали, ему скучно.

Если обобщить, для практики нужно научиться подвергать анализу все аспекты и характеристики общения. Итак, это: расстояние между собеседниками, их положение относительно друг друга, направление движения их тел, важно учитывать синхронно ли они движутся и насколько, как часто позы меняются, степень напряжения – расслабленности позы, уровень открытости – закрытости, а также применение поз “сделай себя меньше/больше”.

Необходимо помнить, что нельзя интерпретировать какие-либо отдельные фрагменты поз, для их оценки нужна целостная картина. Ведь их разные комбинации дают различные объяснения психологического состояния человека, а это может легко привести Вас к ошибке при анализе психологического портрета человека.



Права на сайт © 2007-2012 www.psixologic.ru Написать нам: lp@psixologic.ru