Социобихевиоризм
Приверженцами бихевиоризма являются большинство ученых США, которые изучают агрессию и ее проявления. Они считают, что объектом исследования является процесс совершения действия, а не сам человек. Тем самым они соглашаются с точкой зрения Скиннера и отрицают учения З. Фрейда. Таким образом начали появляться ошибки в учениях бихевиористов.
На основе этого всего в 1960-х годах сформировалось особое направления бихевиоризма – социобихевиоризм. Новизной в этом направлении было то, что человек приобретает опыт не только на своих ошибках, но и также анализируя и изучая ошибки других людей, которые соответствуют той или же иной сфере поведения. Это самый важный механизм в процессе социализации, и уже на его основе формируются другие основы кооперативного и агрессивного поведения.
Чтобы показать это на практике – один из ведущих психологов Канады Альберт Бандура провел эксперимент с детьми четырехлетнего возраста. Всех детей разделили на три группы и всем детям показали один и тот же фильм, но с различной концовкой. Главный герой в этом фильме избивал игрушку-куклу. Каждой группе показали разную концовку:
Первая: в этой концовке героя хвалили за такое обращение с куклой. Вторая: в этой концовке фильма героя ругали за плохое обращение с игрушкой. Третья: в этой концовке к поведению героя относились нейтрально.
Затем детей завели в комнату, где лежали точно такие же игрушки-куклы, которые показывали в фильме. Эксперимент показал, что у детей, которые просмотрели вторую концовку проявление агрессии было гораздо меньше, чем у детей из других групп. Из этого А. Бандура сделал вывод, что наблюдение активизирует усвоенные формы поведения, а не только формирует новые.